Кинопрокат в России
Автор анимационного кино в России обязательно должен быть немного сумасшедшим…
…потому что только такой человек рискнет работать в условия современного российского кинопроизводства.
И, к сожалению, на все есть свои причины. Благодатная почва производства 3D анимационных проектов, тщательно прорабатываемая в любой развитой стране мира всегда являла своей целью помощь родителям в организации досуга и воспитании детей. Данная благодатная миссия всегда позволяет находить благодарную аудиторию в виде детей и родителей, эффективно вкладывать средства и, в случае большого успеха, иметь гарантированный сбыт продукции в течение десятков лет среди аудитории страны-производителя и всего мира. Особенно выделяются количеством производимой продукции США и Япония. Но и анимационные компании других стран чувствуют себе не менее самодостаточно. Зададимся вопросом – куда смотрят современные российские продюсеры анимационных проектов?
Ответ прост. В будущее. С ужасом и великим сомнением. Потому что перспектива запуска "полного метра" в стране, занимающей свое "почетное" место среди мировых лидеров в производстве пиратской продукции на душу населения является крайне сомнительной.
Первое, что должен усвоить российский продюсер мультфильма - в отличие от США и Японии Россия является лидером по производству и экспорту исключительно контрафактной продукции в страны Европы. И этот факт никак не служит на пользу производству российских проектов. По мнению директора РАПО (Российской антипиратской организации) Сергея Сычева российские пиратские DVD широко распространяются в 14 европейских странах. Иными словами, из 250 миллионов дисков, ежегодно производимых в России, за границу отправляется 190-200 миллионов DVD. В России продается 50-60 миллионов. Что составляет 90% от общего объема продаж на рынке DVD. Всего. Всего! И это – только официальные цифры. Статистика показывает, что государство, чья исполнительная власть не намерена защитить права авторов, традиционно превращает свою культуру в привлекательное поле деятельности криминальных элементов. Главные действующие лица "теневой" экономики культурного сектора, ввиду существующих в ней особенностей стихийного рынка, категорически не намерены вкладывать ресурсы в производство собственного продукта. Более того, они будет всячески бороться с субъектами, демонстрирующими намерение изменить ситуацию в пользу правообладателей. Всеми доступными способами. Судьба продюсеров и их проектов здесь никого не интересует. Там, где существует преступный произвол, работает лишь один принцип – грабь! Выше упомянутых лидеров производства – США, Японию и прочие страны, давно осознавшими пагубность создания криминальных прецедентов в культурной среде. В том числе и Россию, если на ее территории все же создается продукт, интересный с точки зрения пиратского тиражирования. Россия, ввиду слабости и непродуманности государственной системы контроля реализации авторского права, отказывается от компании стран, занимающихся охраной собственных моральных и нравственных ценностей. Ей ближе компания Китая, Египта, Индии, Турции, Бразилии, Аргентины, Венесуэлы, Кувейта, Ливана, Пакистана, Филиппин, Израиля и Индонезии – 13 самых неблагополучных стран в области поощрения экономических преступлений в области авторского права.
Первый этап: рождение "героя"
Главный герой будущего мультфильма это, безусловно, не персонаж, придуманный сценаристами. Это продюсер, среди всего этого кошмара желающий не смотря ни на что начать производство российского 3D анимационного мультфильма. Назовем его условно "немного сумасшедший продюсер"…
При этом сразу заметим, что появиться ниоткуда такой человек попросту не в состоянии. Прежде, чем осознать в себе жажду реализации на поприще производства анимации, подобный продюсер должен обязательно обзавестись более или менее успешным опытом режиссерской работы. Без этого опыта он будет не в состоянии расставить правильные приоритеты во время предстоящей работы. Далее ему предстоит освоить азы непосредственного производства анимации. Не обязательно, хотя на практике не помешает, но придется получить представление о работе моделлеров, аниматоров, текстурщиков, группы рендера, липсинка, компоузинга и прочих сотрудников, необходимых при производстве анимационного фильма. Если продюсер не понимает, что современный мультфильм должен быть яркой 3D анимационной комедией ситуаций, чтобы не провалиться в прокате, и в этом процессе желательно досконально разбираться – лучше ему избрать другое поле деятельности.
Почему же так важен профессионализм продюсера в производственном процессе? Что это даст, кроме заслуженного авторитета в глазах творческой группы? Это позволяет правильно рассчитать бюджет и сроки производства. Звучит просто, но на практике многие начинающие продюсеры совершенно не представляют, с какими трудностями они столкнутся в процессе работы именно из-за технической некомпетентности. Непрофессионализм и некомпетентность продюсера ставят под удар не только бюджет проекта, но и сам факт возможности завершения начатых работ.
Второй этап: подготовительный – хуже, чем испытательный
Фундаментом, определяющим весь последующий процесс создания фильма, является подготовительный период. Этот процесс требует от четырех до шести месяцев, в процессе которых креативная группа кропотливо разрабатывает проект будущей услады пап, мам и их отпрысков в мельчайших деталях. Секрет успешной по качеству работы в установленный срок и в рамках бюджета – грамотно разработанный сценарий. Интересен сценарий должен быть не только литературно, но и тщательно согласован с будущей технологией производства. Поэтому в процессе создания сценария для 3D анимационного проекта участвуют продюсер, два сценариста, режиссер, композитор, художник супервайзер и технический директор. Сценаристы все свои идеи в обязательном порядке согласовывают с режиссером. На уровне написания диалогов существует безграничное количество вариантов мест действия и самих вариантов действий. Но некоторые из них просты в воплощении, некоторые – чрезвычайно сложны и нежелательны. Режиссер определяет степень необходимости и эффективности этих действий, причем режиссер 3D анимационного фильма обязан иметь навыки моделлера и аниматора для эффективной работы над материалом сценария. Все свои действия режиссер в обязательном порядке согласовывает с супервайзером. Поскольку именно от супервайзера зависит технология всех процессов и этапов производства будущего фильма. Супервайзер обязан объективно оценивать работу сценаристов и режиссера с точки зрения имеющихся в наличии возможностей и технологии производства. Что подвергает работу сценаристов существенной корректировке. В свою очередь супервайзер согласовывает свои действия с техническим директором процесса. Поскольку существует бюджет, определенный для покупки оборудования для производства и технический директор обязан в него уложиться и не превысить. Технический директор может откорректировать действия супервайзера, что повлечет изменения в действиях режиссера и сценаристов. И консультируется с продюсером. Таким образом, в процессе создания сценария участвуют минимум семь-восемь человек. И все это для того, чтобы производство проекта находилось в строго заданных инвестором финансовых и временных рамках.
Третий этап: поиск "немного сумасшедшего инвестора"
В России у "немного сумасшедшего продюсера" не остается иного выхода, как найти "немного сумасшедшего инвестора". И оптимальный вариант – искать в среде, близкой к реальным возможностям в области кинопроката. Самая большая удача – приобрести в качестве союзника и инвестора кинопрокатную компанию. Главной проблемой в этой ситуации будет согласование проекта сценария с компанией-инвестором. Не вникнув в азы производства такого проекта, и нарушая их, инвестор рискует многократно увеличить и длительность работы над проектом, и его смету. В работе над проектом подобной сложности должен иметь место только профессионализм, а не сомнительные эксперименты и принятие решений в одностороннем порядке. В противном случае это влечет за собой ошибки стоимостью в сотни тысяч и миллионы долларов. Запросто может сложиться парадоксальная ситуация – сам инвестор спровоцирует увеличение сметы и срок производства фильма. Все это случится, если творческая группа не сможет довести до сведения инвестора условия, которые необходимо выполнять во избежание увеличения сметы проекта и иметь возможность начать работу над проектом в принципе.
Создание 3D анимационного проекта – технологически емкий процесс. Подразумевает обширные знания создателей в сфере изобразительных технологий. В отличие от съемок кинофильма, в 3D графике задействованы десятки, а в некоторых случаях и сотни новейших компьютерных разработок. Что заставляет ведущих специалистов в производстве мультфильма сочетать и своевременно восполнять знания в разнообразных специальностях очень широкого профиля и иметь опыт многолетней реальной работы. Все эти специалисты – редкость в любой стране, их услуги очень высоко оплачиваются и они сами выбирают из предложений работодателей. Самой сложной считается работа над 3D анимационным полнометражным мультфильмом, она - намного сложнее создания обычного кинофильма и спецэффектов к нему. Именно по этой причине успешных 3D анимационных проектов в прокате – единицы, а кинофильмов – сотни. Такова разница в порядке сложности их производства. И таков дефицит специалистов в данной области. В России из-за отсутствия опыта реальной работы, настоящих специалистов насчитываются единицы.
Будет нелишним уточнение – любой другой способ создания сценария для 3D анимационного мультфильма является абсолютной профанацией. Или попыткой ввести в заблуждение инвесторов проекта с последующим увеличением бюджета и ухудшением качества творческой составляющей фильма. Выпускающая компания должна очень ясно осознавать ценность креативной группы в производственном процессе. Это не только авторы, которые смогут "забацать" забавный мультик, но и опытные технологи. Чей профессионализм и присутствие является гарантией сохранности денег инвестора, что и делает их широко востребованными на рынке производства 3D графики.
Перспективы
В кинопрокат и на телевидение в 2005-2007 году имеет реальные шансы попасть ряд российских анимационных проектов.
Завершение производства и выход на экраны "Князя Владимира" ожидается в начале 2006 года. Прокатом проекта на киноэкранах будет заниматься компания "Каскад". Студия "Анимайджик" под руководством Кирилла Злотника заканчивает работу над 3D анимационным проектом "Матрица.Ру". Но фильм предназначен лишь для выхода на DVD и телевизионного показа. Возможно – вне России. Компания "Гала" также работает над 3D анимационным проектом "Кракатук" (рабочее название "Щелкунчик"), проект делается под руководством художника Романа Старикова. Выход этого проекта в кинопрокат так же возможен в начале 2006 года. Руководитель компании "СТВ" Сергей Сельянов и актер Сергей Маковецкий еще во время премьерного показа "Алеши Поповича и Тугарина Змея" заявили о продолжении производства серии мультфильмов о приключениях былинных богатырей. Над одним из этих проектов "Добрыня Никитич и Змей Горыныч" режиссер Илья Максимов в данный момент работает на студии "Мельница".
Компания "Юнайтед Интернэшнл Пикчерз" начала производство мультфильма "Руслан и Людмила" по поэме Александра Сергеевича Пушкина. Режиссер - Юрий Кулаков, автор сценария – Владимир Валуцкий.
В компании "Мастер-Фильм" ведется работа над двумя рисованными мультфильмами "Восемь жизней за билет" и "День рождения Алисы". Авторы сценария Андрей Житков и Вера Свешникова сохраняют основную сюжетную линию повести, но придумывают новые приключения для Алисы и ее спутников в прошлом чужой планеты.
В стадии производства находится вторая часть первого российского музыкального 3D анимационного мультфильма по сценарию Константина Мулина "Столичный сувенир". Одновременно с производством "Столичного сувенира" его авторы разработали проект 3D анимационной фантастической комедии "История роботов или стреляй, Мафака, стреляй!" Но выход "Столичного сувенира" и "Истории роботов…" на российские экраны целиком зависит от решения о государственной поддержке или вливаний средств посторонних инвесторов. Также по-прежнему в процессе производства находятся проекты Владлена Барбэ и Валерия Пугашкина "Перстень царя Соломона" и "Морской дьявол" компании "Классика". И с 2003 года силами продакшн-студии "Проект "Мы" подготовлен пилотный ролик 3D анимационного мультфильма "Семейка "Доре". Идея сценария принадлежит француженке Сесиль Анри. Практически все эти интересные проекты нуждаются в спонсорах.
Кинокомпания "РОСПО-Фильм" совместно со студией "Флэшкафе" взялась за реализацию полнометражного мультфильма "Сматывай удочки или чужой против тел". Проект предназначен для кинопроката, но отличается от своих собратьев тем, что делается по технологии "Flash". Сценарий мультфильма написан коллективом студии и Александром Карповым по мотивам комедии "Сматывай удочки". Ориентировочный выход на экраны весной 2006 года.
А Георгий Данелия снимает мультфильм-римейк "Кин-дза-дза". Сценарий для него написан. Мультфильм, по словам режиссера, будет выглядеть "как нормальный полнометражный анимационный фильм": "Пока еще не снято ни одного кадра, но работа идет вовсю - мы рисуем, сочиняем новую музыку, новых персонажей. В нашей анимации главные герои - инопланетяне. Сегодня необходим другой ритм, новые спецэффекты. Но пока рассказывать обо всем рановато"- мнение самого режиссера, которому 25 августа исполнилось 75 лет.
Приняла решение о начале производства масштабного 3D анимационного полнометражного мультфильма компания "Парадиз", крупный дистрибьютор на российском кинорынке. По жанру мультфильм – сказка, действие будет происходить в былинные времена. Режиссер мультфильма – Георгий Гитис. Сценарий Константина Мулина и Андрея Гончарова. Действующие лица этого комедийного проекта – собирательные образы традиционных русских сказок. По количеству персонажей, количеству мест действия и оригинальности сценария этот проект не уступает зарубежным лидерам кинопроката. В некоторых даже превосходит.
Так же, возможно, "расконсервируется" ранее приостановленное производство полнометражного 3D анимационного мультфильма "Лягушачий мир". С помощью государственной поддержки его производство ведется компанией "BS Graphics".
Из короткометражных работ нужно отметить 52 серийный проект студии "Пилот" под названием "Гора самоцветов". Цикл создается по сказкам народов России, каждый фильм - в собственной творческой манере, но все они объединены заставками в фирменном "пластилиновом" стиле "Пилота". Заставки начинаются одни и теми же словами "Мы живем в России", и дальше следует остроумный и доходчивый рассказ о народности или регионе, откуда происходит сказка. Режиссерами этих 13 минутных серий стали Константин Бронзит, Александр Татарский и многие другие опытные и начинающие режиссеры. А авторы серий "Как обманули змея", "Про ворона", "Про Ивана Дурака" стали обладателями престижных призов на недавнем фестивале КРОК.
Историю маленькой девочки, по воле судьбы попавшей к сказочным персонажам рассказывает рисованный мультфильм режиссера Валерия Угарова "Бабка-Ежка и другие" компании "Unaited Multimedia Projects". Срок завершения работ в 2006 году. А ироническую сказку по мотивам произведений Иосифа Бродского под названием "Полторы комнаты и окрестности" так же в 2006 году планирует закончить компания "Шар". Режиссер этого проекта – Андрей Хржановский.
В качестве продюсера, режиссера и автора сценария в кукольном мультфильме "Гадкий утенок" выступит Гарри Бардин. Сценарий мультфильма им написан по мотивам одноименной сказки Ганса Христиана Андерсена. Но завершение проекта ожидается не ранее 2009 года.
Что выберут зрители? Пока трудно с уверенностью говорить, какие именно проекты дойдут до кинопроката в промежутке 2005-2007 года. Но не более, чем по два-три проекта в год, что для российских финансовых возможностей производства и проката далеко не предел. Уже сейчас можно сказать, что в этом временном промежутке выйдут в прокат не менее девяти 3D анимационных проектов компаний "DreamWorks" и "Pixar". Среди них будут такие суперхиты как "Шрек-3" и "Ледниковый период-2". Совершенно очевидно, что рисованные мультфильмы, не смотря на весь предполагаемый патриотизм отечественного зрителя, будут иметь в прокате цифры вдвое-втрое худшие, чем их зарубежные 3D конкуренты. Остается надеяться лишь на редкие "сказочные" чудеса кинопроката и желать нашим рисованным мультфильмам выжить, не смотря на жесточайшую конкуренцию. Пока не подоспеют первые российские 3D анимационные "блокбастеры".
Андрей Гончаров
Кинопродюсер, режиссер, сценарист и автор нескольких российских полнометражных мультфильмов, находящихся в производстве различных российских компаний.С 2005 года работает в продюсерской компании "Парадиз". С 1993 по 2003 год – руководитель крупных российских дистрибьюционных компаний по реализации CD и DVD. Музыкальный продюсер. Пятилетний опыт работы в журналистике: от корреспондента до заместителя редактора.
[Назад] [Добавить новость] [Вперед]
|