История белорусской анимации
Годом рождения белорусской анимации принято считать 1973-й, когда при киностудии "Беларусьфильм" появилась мультмастерская. Но попытки создания мультипликационных фильмов предпринимались гораздо раньше - в 20-е годы прошлого века. При их создании использовались изобразительные традиции плакатов и политических карикатур.
При Белгоскино несколько лет работала мультипликационная мастерская. Один из ее фильмов - "Октябрь и буржуазный мир" - был посвящен десятилетнему юбилею Октябрьской революции. По сути, это был яркий киноплакат с присущими ему обязательными атрибутами - монументальными фигурами рабочего, крестьянина, красноармейца, изображениями серпа и молота, - в поэтической форме прославлявший новую жизнь и высмеивавший ее врагов. Объект безжалостной сатиры - вражеские силы в виде многоголовой змеи (страны Антанты), залегшей у наших границ. Страну Советов готовы ужалить и притаившиеся здесь же "гадючки" с головами Колчака, Деникина, Врангеля, Юденича. Но рабочий и крестьянин попирают ногой всех этих гадов...
Использовались и другие впечатляющие приемы сатирической мультипликации. К примеру, огромный кукиш, выраставший перед носом Чемберлена... Ряд фильмов был адресован детям. Научно-популярная лента "Живые дома" (1928) в занимательной форме открывала детям окружающий мир, давала ряд полезных советов, например, как правильно переходить улицу. "Мультик" "Бунт зубов" (1928) учил правилам личной гигиены. Любопытно, что мультипликация сочеталась в нем с игровыми эпизодами. "Потребительскую кооперацию БССР" (1930) можно отнести к первой экранной рекламе. Речь о роли этой организации в народном хозяйстве страны ведется доходчиво, с юмором. К сожалению, несмотря на столь многообещающее начало, на этом белорусская мультипликация, по сути, на долгие годы прекратила свое существование. Руководство Белгоскино было озабочено созданием белорусского "большого", художественного кино, и мастерская мультипликации лишилась поддержки, так и не развернув по-настоящему свою деятельность.
Активное использование фольклорных мотивов, взлет фантазии в детском кинематографе 70-х - 80-х годов ХХ века привели к возрождению белорусской мультипликации, в частности детской. Большую роль в ее становлении сыграли более опытные московские аниматоры, при участии которых в Минске и была создана студия мультипликационных фильмов. Пожалуй, самый титулованный белорусский режиссер-аниматор Игорь Волчек учился в Москве и Питере; его учителем был уникальный мастер Юрий Борисович Норштейн, создавший "фильм всех времен и народов" - "Сказку сказок". Учился он и у Хитрука. А "заболел" анимацией, увидев один из наиболее значимых белорусских мультфильмов - "Мальчик и птица" В. Пименова и Л. Зеневич (1973). К этой работе Волчек писал... музыку. Первое знакомство породило непреодолимое желание посвятить этому виду искусства свою жизнь. В шутку же режиссер говорит, что его профессию определило... место жительства. Раньше он жил в Минске рядом с консерваторией - и закончил музыкальную школу, консерваторию; потом семья переехала в дом рядом с киностудией - и он стал кинорежиссером... Впоследствии пригодился и выученный в юные годы, казалось, совершенно ненужный тогда "аглицкий" язык: теперь общаться приходится с аниматорами всего мира.
Мультипликация того периода - это активный поиск новых изобразительных средств при стремлении сохранить национальный колорит, отличительные черты белорусского народа ("Песня пра Зубра"). Делаются попытки создать первый кукольный фильм-мюзикл ("Пра ката Васю i паляўнiчую катавасiю"), объединить живых актеров с рисованными персонажами ("Папяровая казка"), создать притчу о бессмертии искусства ("Хлопчык i птушка"). Интересные работы создал режиссер Ю.Бутырин, обратившись к лирике М.Танка и В.Дубовки ("Светлячок i Расiнка").
К сожалению, не получила ожидаемого успеха экранизация одного из лучших национальных произведений - "Несцеркi" В.Вольского, хотя в мультфильме было немало художественных находок.
Характерный пример достижений последних лет белорусской анимации - широкое признание творчества белорусского режиссера Ирины Кодюковой. Один из призов популярного суздальского фестиваля анимации достался ее фильму "Сестра и брат в духе времени". Свою историю про сестрицу Аленушку и братца Иванушку она рассказывает в модном жанре городского романса. Фильм побывал на многих фестивалях и получил несколько призов. Жаль, что экранная жизнь подобных анимационных фильмов фестивалями и ограничивается, хотя их с удовольствием смотрел бы и массовый зритель. На наших же телеэкранах взрослые и дети больше видят приключения Тома и Джерри...
Глава Белорусского союза кинематографистов считает, что необходимо преодолевать и техническое отставание и активнее адаптироваться к рыночным отношениям, что предполагает создание специальной маркетинговой службы. Если прокат и производство будут существовать обособленно друг от друга - многие проекты, как бы хороши они ни были с чисто художественной точки зрения, обречены остаться "на бумаге". Реализация коммерческих проектов сегодня - залог осуществления и больших художественных задач.
Юмор сопровождает белорусских мультипликаторов на каждом шагу. С особым удовольствием на многих кинематографических тусовках ждут приезда "белорусских партизаниматоров". Началась эта история на одном из фестивалей, где проводился карнавал. Там и появился "из гущи боя" Михаил Тумеля, перепоясанный кинопленкой, с "пулеметом" в виде гигантского карандаша с "диском" - коробкой из-под пленки - в руках и с криком: "Мы несем большие кадровые потери - 24 кадра в секунду!". С тех пор встречи с "белорусскими партизаниматорами" стали уже традиционными. На них часто звучит гимн белорусских аниматоров: "На границе вкуса и халтуры только аниматоры стоят!" - на популярный некогда мотивчик "На границе тучи ходят хмуро...".
Аниматоры - консерваторы в хорошем смысле слова. Художникам, работающим сейчас на студии мультипликационных фильмов, - Алле Матюшевской, Дмитрию Суриновичу, Ольге Чикиной, Наталье Костюченко, Тамаре Евменовой и другим - не чужды новейшие, компьютерные технологии, но они по-прежнему считают, что хороший мультфильм - это штучный, ручной работы товар. И в этом с ними нельзя не согласиться.
Источник: "Анимация - процесс интимный...", Геннадий Ануфриев
[Назад] [Добавить новость] [Вперед]
|