История отечественной мультипликации
Советская мультипликация в 30-е годы
С появлением звука в кинематографии для советской мультипликации открылись новые пути. Развивая достижения прежних лет, советские мастера мультипликации в 30-е годы добиваются значительных успехов. На экран выходят первые звуковые мультипликационные картины: "Почта" по произведению С.Я.Маршака (1930 г., реж. М.М.Цехановский),
Самуил Маршака
"Улица поперек" и "Сказка про белого бычка" (1931 г.-1933 г., реж. В.Сутеев и Л.Атаманов), "Паровоз летит вперед" - мультсатира (в постановке Н.Ходатаева и З.Брумберг, 1932 г.), "Блэк энд уайт" по известному стихотворению Владимира Маяковского (1932 г., режиссеры И.Иванов-Вано и Л.Амальрик). На первой Всесоюзной конференции работников мультипликации в марте 1933 года обстоятельно обсуждался вопрос о жанрах в искусстве рисованного фильма. Эта конференция положительно отразилась на дальнейшем развитии мультипликации, она обобщила опыт работы советских мультипликаторов и наметила ряд конкретных мероприятий, улучшающих
производство рисованного фильма. С выходом на экран таких звуковых картин, как "Сказка о царе Дурандае" (1934 г., реж. И.Иванов-Вано и В. и 3.Брумберг), "Органчик" по сатире Щедрина (1935 г., реж. Н.Ходатаев), "Журавко" (1935 г., реж. А.Евмененко), "Квартет" (1935 г., реж. А.Иванов и
П.Сазонов), "Отважный моряк" (1936 г., по сказке Киплинга, реж. В.Сутеев) и др., мультипликация прочно закрепила свое положение в искусстве советской кинематографии. В это же время больших творческих успехов достигает и советская кукольная мультипликация. Талантливый режиссер и художник А.Л.Птушко
Александр Птушко
выпускает на экран два полнометражных кукольных фильма "Новый Гулливер" и "Золотой ключик", с большим успехом прошедших
не только в нашей стране, но и за рубежом. Это были первые советские фильмы с элементами мультипликации и, по тем временам, невероятный прорыв.
В 1932 - 1935 гг. значительно увеличилась производственная база советской мультипликационной кинематографии. Организовались мультипликационные коллективы на Тбилисской и Ереванской киностудиях. На московских киностудиях был пересмотрен технологический процесс производства рисованных фильмов. Советская
мультипликация расширилась, ей требовались новые производственные условия. В 1936 г. в Москве по решению правительства была создана
специальная студия рисованных фильмов "Союзмультфильм". Это решение имело огромное значение для дальнейшего развития мультипликационного фильма в Советском Союзе. Киностудия "Союзмультфильм" объединила в себе ряд главных производственных коллективов рисованного фильма города Москвы,
руководимых старейшими работниками советской мультипликации. Объединение мелких разрозненных студий в одну большую студию союзного значения не лишало своей индивидуальности режиссеров и художников, а наоборот, позволяло решать более сложные творческие и производственные задачи искусства рисованного фильма. Основная задача, которая была поставлена перед студией "Союзмультфильм" при ее организации, - это обслуживание детского и юношеского зрителя. Последующие работы советских мультипликаторов интересны дальнейшими поисками в области жанров мультипликационного искусства, борьбой за целеустремленностьсодержания мультфильмов в плане создания полезных воспитательных произведений для детей школьного и дошкольного возраста. Большое
внимание художники и режиссеры стали уделять первоисточнику рисованного фильма - сценарию. Не располагая необходимыми кадрами сценаристов, режиссеры чаще всего прибегали к экранизации известных народных сказок или же популярных литературных произведений для детей советских авторов К.Чуковского, С.Маршака и
других. В производстве появились и оригинальные сценарии - современные сказки "Дед Иван", "Ивась", "Кошкин дом", "Шумное плавание" и др.
Корней Чуковский
В этот период в своих работах художники-мультипликаторы начинают постепенно осваивать цвет (Выходят первые цветные детские фильмы "Сладкий пирог" (1937 г., реж. Д.Бабиченко), "Красная шапочка" (1937 г., реж. В. и 3.Брумберг), "Маленький Мук" (1938 г., реж. О.Ходатаева), "Дзябжа" (1939 г., реж, М.Пащенко), "Дед Иван" (1939 г., реж. А.Иванов), "Лимпопо" и "Бармалей" (1940-1941 гг., реж. Л.Амальрик и В.Полковников) и многие другие). Эти произведения интересны своим изобразительным решением, богатством творческих находок, значительным ростом режиссерского мастерства в области рисованного детского фильма. Особенно выделялась картина талантливого художника-режиссера М.Пащенко "Дзябжа", поставленная по нанайской сказке. Это было подлинное художественное произведение, наполненное тонким юмором и очаровательной лирикой. Яркие, выразительные образы фильма - маленькой обаятельной девочки и ее друга, милой зеленой лягушки, вспоминаются и до сего времени. Помимо произведений для детей, советская мультипликация в предвоенные годы выпускает фильмы и для взрослых. Так, в 1939 г. выходят два мультипликационных политических плаката: фильм "Победный маршрут" (реж. Д.Бабиченко),
Дмитрий Бабиченко
рассказывающий о борьбе советского народа за укрепление могущества своей Родины, за выполнение и перевыполнение пятилетних планов развития народного хозяйства, и фильм "Боевые страницы" (реж. Д.Бабиченко, Л.Амальрик, В.Полковников), посвященный отдельным эпизодам борьбы c белогвардейцами во время гражданской войны. Это были первые серьезные работы жанра политического плаката. За ними выходят современная сатирическая сказка "Ивась" (реж. И.Иванов-Вано), а также несколько сатирических журналов, в которых затрагивались злободневные политические вопросы.
[Назад] [Продолжение]
|