История отечественной мультипликации
Советская мультипликация в послевоенные годы
Началась Великая Отечественная война. Большое количество художников-мультипликаторов ушло в ряды действующей армии и на работу в военно-учебную кинематографию, которая в это время широко развернула свою деятельность в области мультипликации. Значительный подъем и более интенсивное развитие советской мультипликации относится к послевоенному периоду. В это время окончательно определились качественное своеобразие советской
мультипликации и ее художественный стиль. Именно в это время наша мультипликация в лучших своих произведениях стала успешно решать важные идейно-художественные задачи. Советские художники мультипликационного фильма стали глубже осваивать традиции нашей литературы, фольклора и изобразительного искусства. Художники обращаются к русским и зарубежным классическим и народным сказкам, а также современным советским сказкам, в которых доминирующее место занимают проблемы советской морали. Продукция советской мультипликации постепенно выходит на мировую арену. Киностудия "Союзмультфильм" выпускает ряд интересных цветных картин: "Синдбад-мореход", "Пропавшая грамота" по повести Н.В.Гоголя (реж. В. и 3.Брумберг), "Весенние мелодии" (реж. Д.Бабиченко), "Песенка Радости" (реж. М.Пащенко), "Лиса и Дрозд" (реж. А.Иванов), "Павлиний хвост" (реж. Л.Амальрик и В.Полковников), "Тихая Поляна" (реж. Б.Дежкин и Г.Филиппов) и полнометражный фильм "Конек-Горбунок".
Эти фильмы свидетельствуют о дальнейших успехах советской мультипликации, об умелой работе художников-мультипликаторов над образом рисованных персонажей. В каждой картине чувствуется индивидуальность художника. Из этого периода необходимо отметить замечательный лирический фильм М. Пащенко "Песенка Радости", в котором тонкий юмор сочетается с большой поэзией; смешной веселый фильм "Лиса и Дрозд" работы режиссера А. Иванова, и цветной полнометражный фильм "Конек-Горбунок" режиссера И.Иванова-Вано и художника Л.Мильчина, поставленный по известной сатирической сказке Петра Ершова.
На основе памятников русского народного изобразительного искусства и архитектуры, старинной русской миниатюры, используя народный лубок, игрушку, художественную кустарную резьбу, авторы сумели
создать яркое, жизнерадостное произведение. По свидетельству критики, фильм отражал подлинный дух русской народной сказки. Каждый персонаж в картине жил своей жизнью и имел не только свою особую внешность и повадки, но и свой характер; каждый из них по праву мог быть назван законченным художественным образом. Остроумные сюжетные положения, изобретательно найденные детали, разнообразная среда, в которой происходило действие, ясный,
доходчивый текст, прекрасная музыка композитора Виктора Оранского - все это заставляло зрителя с неослабевающим интересом смотреть фильм от первого до последнего кадра. Конечно, этот фильм не был еще совершенен, как многие последующие работы советской мультипликации, но в нем были капитально заложены основы полноценного художественного произведения, отчего он до сего времени не устарел и смотрится с большим интересом не только в
Советском Союзе, но и во многих странах мира. Советская мультипликация создала себе прочное положение на международном кинематографическом рынке, о ней стали говорить, о ней стали писать за границей. В последующие 1948-1950 гг. были созданы новые значительные произведения. На экран выходят такие фильмы, как "Слон и муравей", "Лев и заяц" (реж. Б.Дежкин и Г.Филиппов), "Охотничье ружье" (реж. П.Сазонов), "Сказка о солдате" и "Федя Зайцев" (реж. В. и 3.Брумберг), "Серая шейка" (реж. Л.Амальрик и В.Полковников), "Цветик-Семицветик" (реж. М.Цехановский), "Машенькин концерт" и "Когда зажигаются елки" (реж. М.Пащенко), широко известные за пределами нашей Родины.
Борясь за повышение идейно-художественного качества мультипликации, советские художники в это время самое серьезное внимание обращают на сценарий. Требования к мультипликационному сценарию, как первоначальной основе будущего рисованного фильма, сильно повышаются. Над сценариями для рисованных фильмов начинают работать известные детские писатели В.Бианки, Л.Кассиль, С.Маршак,
С.Михалков, Г Скребицкий, В.Чаплина, кинодраматурги Н.Абрамов, Г.Березко, М.Вольпин, Г.Гребнер, Н.Эрдман, В.Сутеев и др., которые в тесном содружестве с режиссерами и художниками-мультипликаторами помогли выпустить ряд интересных рисованных фильмов. Помимо этого большую роль в производстве мультипликации начинает играть литература классических произведений и народные сказки, что делает наши рисованные произведения более содержательными и
интересными. Для советской рисованной кинематографии огромное значение имел фильм "Серая шейка", который и по сей день остается одним из лучших советских мультипликационных фильмов с одушевленными, очеловеченными персонажами из мира животных. Режиссеры Л.Амальрик, В.Полковников и художник-постановщик А.Трусов наделили героев своего фильма образными индивидуальными характеристиками. В условных, сказочных персонажах фильма ярко были выявлены подлинные человеческие характеры. Это произведение сыграло большую "роль в борьбе за реализм мультипликационного искусства, оно помогло
преодолеть многие заблуждения, формализм и ненужное трюкачество, бытовавшие среди некоторых художников мультипликации. Для нас
фильм "Серая шейка" является классическим произведением мультипликационного искусства. Эта картина прошла с большим успехом по многим странам. Продолжение следует...
[Назад]
Источники: Бабиченко Д.Н., "Искусство мультипликации", М.: "Искусство", 1964 Иванов-Вано И., "Советское мультипликационное кино", М.: "Знание", 1962
|